Костер
Январь 2007

Содержание

Зеленые страницы

Викторина

Аптека для души

Академия художеств журнала "Костер"

Рассказ

Герои неземных стихий

История вещей

Копилка заблуждений

Пресс-клуб

Рассказ

Школа мужества

Морская газета

Великие дети

В гостях у дедушки Мокея

Конкурс юных детективов

Уголок веселого архивариуса




Ладья для сна

Старинная кровать

Вы, наверное, уже прочитали сказку про купца, который так любил иноземные новшества, что спал не на печке, как все крещеные люди, а на некой греческой штуке, которая звалась кроватою. Помните, как описывал ее торговец Игнашка из капустного ряда? А другую сказку, про Принцессу на горошине, помните? В этой сказке Андерсена жениться разборчивому принцу на настоящей принцессе помогла самая обычная кровать. Именно с ее помощью принцесса прошла «тест», придуманный королевой, — почувствовать маленькую горошину, накрытую двадцатью тюфяками да еще двадцатью перинами из гагачьего пуха. Сказка ложь, да в ней намек. Даже сделав скидку на сказочное преувеличение количества перин и тюфяков, все равно понятно, что кровать в Средние века — довольно сложное сооружение.

Перины

Дело в том, что в жилищах того времени — даже во дворцах королей! — зимой было весьма прохладно. И люди отогревались либо у очага, либо в постели. Каменные или земляные полы были холодными, из-под дверей дуло, поэтому ложа стали устраивать на помостах, к которым вели несколько ступенек. На деревянную раму-основу укладывали тюфяки или перины. А для сохранения тепла кровать на ночь закрывали с боков несколькими слоями занавесей. Спускались они со специальной крыши, которая опиралась либо на четыре столбика по краям кровати, либо на высокие спинки, либо крепилась к потолку или стене спальни. Днем завесы сдвигали или привязывали к столбикам балдахина — так называлось это сооружение, венчавшее кровать.

Надо сказать, что на протяжении многих веков кровати были очень широкими, громоздкими — многоместными. Право на отдельное ложе имели только очень высокопоставленные особы. Нередко уважаемый гость удостаивался чести разделить ложе вместе с хозяевами — это был знак особого расположения.

Уже в Средние века кровать становится символом семейного благополучия и показателем знатности владельца. Десятки метров легких тканей образовывали «воздушные» завесы. Снаружи их закрывали тяжелые полотнища из бархата или парчи. У дворян постельное белье нередко вышивалось, у людей попроще оно было цветным.

Подушки, набитые пером, «изобрели» древние римляне. До этого пользовались подставками под голову. Делали их из всевозможных материалов — дерева, бронзы, слоновой кости, фаянса… В кладовой гробницы фараона Тутанхамона были обнаружены три такие подставки. Одна, вырезанная из слоновой кости, изображает стоящего на коленях мужчину, поднятыми руками поддерживающего выгнутую опору для головы. По бокам подставки лежат два льва. Вторая подставка из раскрашенной слоновой кости напоминает складной табурет. Третий подголовник сделан из синего фаянса с золотой отделкой. И в наше время, кстати, на Востоке распространены именно такие подставки под голову — в жарком климате они дают ощущение прохлады, а также помогают сохранять сложные прически, которыми по традиции украшают себя женщины в Японии и Китае.

А как вы думаете, на чем спали древние египтяне? Зачем древние греки покупали у германских племен белых гусей? Сколько человек умещалось на легендарной кровати из английской придорожной гостиницы «Корона»? В каком произведении древнерусской литературы впервые упо-минается кровать? Об этом (и о многом другом) читайте в следующем номере журнала!

Светлана Попова
Валерий Богданов

Художник Е. Морозов


© 2001-2012