Костер
Май-июнь 2007
Содержание
Что такое международный фестиваль "Детство без границ"
Детская организация в лицах. Детский фотоконкурс
Акция "Память"
Суббота, 21 июня
Добрый волшебник
Фотография на память
Признание
Люди солнечных лучей
Радуга над Мецем
Расскажи мне о себе
Дню Победы посвящается
Поэт гармонии, согласия и счастья
Толерантность
Моя мама - самая лучшая
Итоги конкурса "Ваш веселый звонок"
Один день на берегу Нила
Стыдно возвращаться вспять
Ошибка генерала Нобиле
Чудо, да и только!
Для влюбленных в космос
Встреча в клубе "Полководец"
Викторина, посвященная Петру Великому
Откуда появился рай и ад
Дикая лесная кошка - иволга
Мнение людей как зеркало экологических проблем
Веселое жужжание
История Двуглавого Орла
Радио Мария
Дом для одежды
Первые деньги
Иоганнес Брамс
Фишеровские шахматы
Аэроход
Мы - соседи
Козел на солнце
Аудиенция с саблями


ДОМ ДЛЯ ОДЕЖДЫ

Продолжим наше знакомство с таким привычным и обычным для каждого дома шкафом. В конце XVII века появляются книжные шкафы, шкафы-секретеры, даже шкафы для хранения медалей. В Париже, в Лувре хранится один из таких шкафов, центральная дверь которого украшена рельефной фигурой Людовика ХIV. Король предстает в облике мифического героя Древней Греции — Геракла. Большой популярностью пользовались комоды с двумя или четырьмя ящиками. Некоторые из них носили прозвища. Иногда забавные: комод-монашка, иногда зловещие: комод-гроб.

Шкаф

Наиболее известным мебельщиком эпохи барокко был французский мастер, фламандец по происхождению, Андре Шарль Буль (1642-1732). После смерти придворного столяра Людовика ХIV Буль получил мастерские в Лувре. Он расширил их и наладил производство мебели в так называемом «стиле Буль». Заказчиками мебельщика были король, высшая знать и иностранные дворы. Сегодня образцы этой мебели известны всему миру и ревностно хранятся крупнейшими музеями мира как украшение коллекций. Надо сказать, природа наделила Шарля Буля многими талантами: он был и архитектором, и живописцем, и мастером художественной мебели, и рисовальщиком, и гравером. Мебель Буля, как правило, фанерована черным деревом и богато украшена бронзовыми накладками и маркетри (пластинками-картинками, составленными из кусочков дерева, панциря черепахи, листов олова, серебра, позолоченной меди, слоновой кости и других дорогих материалов). Любимое украшение — крупные стилизованные виноградные лозы. Буль в основном сам отделывал мебель, доводил ее до совершенства. Мастерская, где работали и четыре его сына, со временем превратилась в настоящую мебельную фабрику.

Возможность изготовления такой сложной по форме и украшениям мебели появилась в результате двух выдающихся «мебельных» открытий предшественников Буля. Первое — изобретение в начале ХIV века механической пилы. С ее помощью можно было распиливать на доски стволы деревьев любой толщины (до этого умели мастерить только тяжеловесную мебель из толстых брусков). Именно разделение шкафа, сундука, стола на каркас и тонкие легкие филенки облегчило конструкцию готической мебели, придало ей удлиненность, устремленность ввысь.

А второе «открытие» сделал плотник Георг Реннер из старинного немецкого города ремесленников Аугсбурга. Во второй половине ХVI века он изобрел пилу, которая позволяла срезать тонкие слои дерева (фанеру). Это дало возможность, во-первых, изготавливать мебель из дешевых пород дерева, а затем «облагораживать» ее, обклеивая листами фанеры дорогих пород (отсюда пошло слово «фанеровать»). А во-вторых, вместо дорогой и очень трудоемкой инкрустации (врезания) мебели кусочками ценных пород дерева стало возможным склеивать целые панно или картины из слоев фанеры различных цветов и украшать ими поверхность мебели. Вот эти-то открытия и начал широко использовать Буль. А кроме того он придумал оригинальный способ изготовления маркетри. Вначале он склеивал две тонкие пластинки из разных пород дерева или, например, из панциря черепахи и меди и наносил узор, а затем вырезал его очень тоненькой пилкой. Полученный медный узор он вставлял в черепаховый фон, и наоборот. Этот метод позволял ему получать заготовки сразу в двойном количестве, да еще точность совпадения деталей была поистине ювелирной. При этом практически не было отходов (как сказали бы сейчас — безотходная технология). Так что одним из создателей этой технологии мы по праву можем считать выдающегося мебельного мастера ХVIII века Шарля Буля.

А в следующем номере вы узнаете о потомках кабинетов, о загадочной находке хирурга А. Вишневского и о хитростях японского дома.

Продолжение ДОМ ДЛЯ ОДЕЖДЫ
На смену барокко и еще более вычурному рококо пришел классицизм... Покровительницей нового направления в искусстве была всесильная маркиза Помпадур — фаворитка короля Людовика ХV.

Светлана Попова, Валерий Богданов

Художник Е. Морозов


© 2001-2012